2021/2022
План работы родительского университета на 2021/2022 учебный год ГУО «Средняя школа г. Бреста»
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
- Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся.
ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете ГУО «Средняя школа №27 г. Бреста»
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
ГУО «Средняя школа №27 г. Бреста»
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году».
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, учитель ответственный за воспитательную работу, классные руководители, учитель ответственный за социальную работу привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет учитель ответственный за воспитательную работу, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
- Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
-построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
-организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
-повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
-повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
-пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
-содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
-формировать ценностно-смысловые основы родительства;
-актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
-формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
-обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
- Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
-создается на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №27 г. Бреста»;
-создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
-реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
-за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
-занятия проводятся один раз в четверть;
-родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
-на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
-классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет - сайте школы в подразделе «Родительский университет»;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
- Структура родительского университета.
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
- Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год (полугодие);
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
- Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
31.08.2021, протокол №1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
тема |
Класс |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Тема: «Адаптация учащихся в первом классе»
|
1 |
Сентябрь, 2021 |
Лекция, рекомендация на сайте |
Классные руководители, педагог-психолог |
Тема: «Главные правила здорового образа в жизни» Психологическая игра «Здоровый образ жизни в семье» |
1-4
|
Ноябрь 2021 последняя неделя месяца |
Круглый стол Рекомендации на сайте
|
Классные руководители СППС
|
Тема: «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» |
3 |
Декабрь 2021 Начало месяца |
Круглый стол с элементами тренинга Рекомендации на сайте |
педагог-психолог
|
Тема: «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка» |
2 |
Февраль 2022 |
Лекция Рекомендации на сайте |
Классные руководители педагог-психолог |
Тема: «Как научить своего ребенка жить в мире людей»
|
1-3 |
Март 2022 последняя неделя месяца |
Дискуссия Рекомендации на сайте |
Классные руководители педагог социальный |
Тема: «Ребенок и компьютер» |
4 |
Апрель 2022
|
Круглый стол Рекомендации на сайте |
Классные руководители педагог-психолог |
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»
для родителей учащихся 5 – 9 классов
тема |
Класс |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Тема: «Адаптация ребенка в новом коллективе» |
5 |
Октябрь 2021
|
последняя неделя месяца Семинар-практикум Рекомендации на сайте |
Педагог-психолог
|
Тема: «Безопасность подростков в сети Интернет»
|
5-6 |
Ноябрь 2021
|
Круглый стол Рекомендации на сайте
|
Педагог-психолог
|
Тема: «Профилактика правонарушений подростков» |
7 |
Ноябрь 2021 |
Круглый стол Рекомендации на сайте |
Педагог социальный
|
Тема: «Профилактика проблемного поведения подростков» |
6 |
Декабрь 2021
|
Психологический тренинг |
Педагог-психолог
|
Тема «Как уберечь подростка от насилия» |
8-9 |
Декабрь 2021
|
Семинар-практикум Рекомендации на сайте |
СППС, инспектор ИДН |
Тема: «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста» |
6-7 |
Январь 2022 последняя неделя месяца |
Круглый стол с элементами тренинга
|
СППС Классные руководители
|
Тема: «Осторожно: суицид»
|
8 |
Март 2022
|
Беседа Рекомендации на сайте |
Педагог-психолог
|
Тема: «Профессиональная ориентация. Как помочь подростку выбрать профессию?» |
9 |
Апрель 2022
|
последняя неделя месяца Круглый стол Рекомендации на сайте
|
СППС Классные руководители
|
Тема «Организация летнего отдыха подростков» |
5-9 |
Май 2022 |
последняя неделя месяца Семинар-практикум Рекомендации на сайте |
Педагог социальный
|
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»
для родителей учащихся 10 – 11 классов
тема |
Класс |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Тема: «Как помочь старшеклассник в профессиональном самоопределении?» |
11 |
Октябрь 2021
|
Круглый стол, вебинар
|
Заместитель директора по ВР Педагог-психолог |
Тема: «Здоровье -это жизнь»
|
10-11 |
Декабрь последняя неделя месяца |
Консультация на официальном сайте
|
Заместитель директора по ВР СППС |
Тема: «Первая любовь в жизни вашего ребенка»
|
10-11 |
Февраль последняя неделя месяца
|
Круглый стол с элементами тренинга
|
Заместитель директора по ВР Классные руководители |
Тема: «Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?»
|
11 |
Май последняя неделя месяца |
Социально-психологический тренинг с элементами игры Рекомендации на сайте |
Заместитель директора по ВР Педагог- психолог
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
на 2021/2022 учебный год
Класс |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов |
|||||
1 кл. |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
сентябрь |
беседа/ консультации/ рекомендации |
Шестак С.Д. Кулинка А.В.
|
|
1 кл. |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
ноябрь |
консультации/ анкетирование/памятка |
Шестак С.Д.
|
|
1 кл. |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
январь |
круглый стол |
Шестак С.Д.
|
|
1 кл. |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
Шестак С.Д.
|
|
2 кл. |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
анкетирование/ рекомендации |
Жихор В. П. |
|
2 кл. |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
дискуссия/ рекомендации |
Жихор В. П. |
|
2 кл. |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
дискуссия/ рекомендации |
Жихор В. П. |
|
2 кл. |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
круглый стол/ форум/ памятка |
Жихор В. П. |
|
3 кл. |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
беседа/ рекомендации |
Бурвина Т.Н. |
|
3 кл. |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
консультация/ памятка |
Бурвина Т.Н. |
|
3 кл. |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
беседа/ дискуссия/практикум |
Бурвина Т.Н. |
|
3 кл. |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника Сущность семейного общения как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищённости, тепла и любви. |
сентябрь |
лекция/ памятка |
Бурвина Т.Н. |
|
4 кл. |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
консультация/ памятка |
Мигно О. С. |
|
4 кл. |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
дискуссия/ рекомендации |
Мигно О. С. |
|
4 кл. |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
круглый стол/ памятка |
Мигно О. С. |
|
4 кл. |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
дискуссия/ памятка |
Мигно О. С. |
|
|
|||||
Класс |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
IIступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов |
|||||
|
|||||
5 кл. |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
дискуссия/ консультация/ рекомендации |
Колеснико- вич К. В. |
|
5 кл. |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/памятка |
Колеснико - вич К. В. |
|
5 кл. |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/беседа/ памятка |
Колеснико - вич К. В. |
|
5 кл. |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ памятка |
Колеснико - вич К. В. |
|
6 кл. |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ |
Черняк С. Н |
|
6 кл. |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
дискуссия/ памятка |
Черняк С. Н |
|
|
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ памятка |
Черняк С. Н |
|
6 кл. |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период |
май |
круглый стол/ памятка |
Черняк С. Н |
|
7 кл. |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
консультация/ памятка |
Бурвина Е. В. |
|
7 кл. |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/беседа/ вебинар |
Бурвина Е. В. |
|
7 кл. |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
дискуссия/памятка |
Бурвина Е. В. |
|
7 кл. |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
беседа/памятка |
Бурвина Е. В. |
|
8 кл. |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
семинар-практикум/ рекомендации |
Лашко В. П. |
|
8 кл. |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
семинар-практикум/ рекомендации |
Лашко В. П. |
|
8 кл. |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/рекомендации |
Лашко В. П. |
|
|
|
|
|
|
|
8 кл. |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ рекомендации |
Лашко В. П. |
|
|
|
|
|
|
|
9 кл |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ конференция/ вебинар |
Кулинка А. В. |
9 кл |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Кулинка А. В. |
9 кл. |
Тема3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
Кулинка А. В. |
9 кл. |
Тема4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар |
Кулинка А. В. |
Тематика консультаций для родителей учащихся
І-ІV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей
|
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
Шестак С. Д. |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
Жихор В. П. |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
|
Бурвина Т. Н. |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
Мигно О. С. |
Тематика консультаций для родителей учащихся
V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
Колесникович К. В. |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
Черняк С. Н. |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
Бурвина Е. В. |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
Лашко В. П. |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
Кулинка А. В. |
Отчет о проделанной работе за первое полугодие 2020-2021 учебного года
В рамках реализации проекта «Родительский университет» в ГУО «Квасевичская БШ» в 2020 – 2021 учебном году была проведена значительная работа, которая велась по двум возрастным категориям детей: 1 ступень – «Мой ребенок – младший школьник», для родителей учащихся 1 – 4 классов. На классных родительских собраниях и во время личных встреч учителями начальных классов были даны родителям рекомендации и консультации на темы: «Адаптация учащихся в 1 классе», «Режим дня школьника», «Как родители могут помочь ребенку учиться», «Главные правила здорового образа жизни», «Возрастные особенности учащихся» и др.; 2 ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся 5 – 8 классов. Классными руководителями были проведены семинары – практикумы, беседы, дискуссии, круглые столы: «Адаптация ребенка в новом коллективе», «Ребенок среди сверстников», «Профилактика проблемного поведения подростков», «Профилактика правонарушений подростков», «Как уберечь подростков от насилия» и др. Были даны рекомендации по интересующим родителей вопросам воспитания, проводились консультации в шестой школьный день по проблемам общения между родителями и детьми, о роли родителей в воспитании и становлении ребенка в коллективе и оказании помощи в учебе.
Об организации родительского университета
Об организации родительского
университета
В целях создания условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье и в соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Создать на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №27 г. Бреста» родительский университет (далее – университет).
2.Ответственность за организацию и работу родительского университета возложить на заместителя директора по воспитательной работе Ляшевич Елену Николаевну.
3. Заместителю директора по воспитательной работе Ляшевич Е.Н. разработать и утвердить Положение о родительском университете до 31.08.2021.
4. Назначить руководителями кафедр университета следующих педагогических работников: Луговая Н.И. (кафедра возрастной и семейной психологии и конструктивного взаимодействия), Васюценко О.Н. (кафедра правовых знаний и педагогики).
5.Учителю информатики Гулько А.И. создать на официальном интернет-сайте учреждения образования вкладку «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории.
6.Классным руководителям 1-11 классов провести анкетирование родителей с целью выявления затруднений и проблем семейного воспитания; обработать полученные данные и передать руководителям кафедр для определения тематики занятий в университете, до 10.09.2021
7.Заместителю директора по воспитательной работе Ляшевич Е.Н. совместно с руководителями кафедр и классными руководителями подготовить План работы университета до 20.09.2021
8. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе Ляшевич Е.Н.
Директор школы Н.Л. Коцур