Учащимся
Буклеты
Как справиться с собственными отрицательными эмоциями
Известно, что агрессивные действия сопровождаются отрицательными эмоциональными состояниями: злостью, гневом, раздражительностью, ненавистью, враждебностью. Важно не накапливать отрицательные эмоции и чувства, а безопасно для окружающих и себя освобождаться от них. Человек, который контролирует свои чувства, может сдерживать себя и общаться с окружающими без конфликтов.
Чтобы понять, почему возникают негативные эмоции, задай себе вопросы и ответь на них:
- Я злюсь, когда…
- Я обижаюсь, когда…
- Я раздражаюсь, когда…
- Я ненавижу, когда…
Наверняка родители говорили вам, что проявление злости и гнева говорит о вашей невоспитанности, несдержанности и агрессивности.
Какие же существуют ошибочные представления о гневе и злости:
- Хорошие, славные люди никогда не злятся.
- Когда мы злимся, мы становимся сумасшедшими.
- Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что-то не правильно и нас больше не любят.
- Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас переживать.
- Если мы злимся на кого-то, значит, мы его больше не любим.
- Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-нибудь сломать.
Способы безопасного выражения гнева и злости
Психологи предлагают не подавлять негативные эмоции, а научиться способам безопасного выражения злости и гнева:
- громко спеть любимую песню или громко покричать;
- метать дротики в мишень;
- пойти в спортзал и активно заняться физическими упражнениями
- побить боксерскую грушу или подушку;
- выполнить бытовые физические дела (помыть пол или посуду, полить цветы, постирать руками белье);
- поплавать в бассейне или принять контрастный душ;
- поработать на огороде (вскопать, прополоть, вбить гвоздь и т.п.);
- попускать мыльные пузыри;
- пробежаться по стадиону или несколько кругов вокруг дома;
- «поболеть» за свою команду на соревнованиях (покричать);
- передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик);
- скомкать несколько листов бумаги (газеты), а затем их выбросить;
- разорвать газету на мелкие кусочки и с удовольствием выбросить;
- быстрыми движениями нарисовать свою злость или обидчика, а затем «зачиркать» его;
- посмотреть юмористическую передачу, посмеяться;
- устроить дискотеку, потанцевать.
Помните, что умение владеть своими эмоциями – это неотъемлемое качество счастливого человека!
В конфликтных ситуациях существуют так же различные варианты снятия эмоционального напряжения:
- прежде чем ответить (отреагировать) посчитать до 30;
- развернуться и уйти;
- преобразование смехом (т.е. найти смешное в неприятном);
- сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
- спрятать руки в карманы и несколько раз резко сжать кулаки;
- переспросить: «Если я тебя правильно понял…».
Плохие взаимоотношения с учителем? Как их изменить.
Каждый день поход в школу – каторга. Или не каждый, а только когда стоит в расписании предмет, на котором тебе никак не найти общего языка с учителем? Тебе кажется, что учитель специально к тебе придирается и ставит незаслуженно низкие оценки? И предмет тебе становится неинтересен, а на уроке ты тоскливо смотришь в окно, ожидая окрика или язвительного замечания. Как быть? И как наладить отношения с учителем?
Давай разберемся по порядку: действительно ли учитель виноват, или это ты ведешь себя не совсем верно?
Ответь на следующие вопросы. Только ответь честно.
- Ты выполняешь все домашние задания?
- Ты готовишься к уроку и у тебя с собой все что нужно: тетрадь, учебник, другие школьные принадлежности?
- Ты стараешься разобраться в новой теме и понять, что и как?
- Ты играешь с соседом по парте, слушаешь музыку на плейере или рисуешь (и прочее) во время урока?
- Ты вертишься, кукарекаешь и ползаешь по классу (и прочее) на потеху одноклассникам?
Если ты ответил «нет» на первые три вопроса и «да» на оставшиеся два, то проблема только в тебе.
Понятно, что просто так человек не станет лазить под партами - скорее всего, ты просто не понимаешь, о чем тебе рассказывают на уроке.
Но учеба – это твоя работа. И если не удается все понять за 40 минут, то нужно просто подойти и поговорить с педагогом, попросить помощи – это не так уж и трудно, как кажется.
Учитель – нормальный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все ученики могут легко овладеть его предметом и обязательно тебе поможет или подскажет, что нужно делать.
Если же ты просто «выделываешься» и зарабатываешь баллы в глазах одноклассников, срывая уроки, то не обижайся – ты выбрал этот путь сам, поэтому твои взаимоотношения с учителем все более ухудшаются.
Делай выводы и меняй тактику поведения.
Чтобы наладить взаимоотношения с учителем тебе нужно следовать следующим правилам:
- Не отвлекайся на уроке (особенно когда идет объяснение нового учебного материала).
Помни, что ты ходишь в школу не развлекаться, а получать знания. Твое серьезное отношение к учебе убедит учительницу, что ты не легкомысленный ребенок, а ответственный ученик, который стремится к знаниям.
- Не нужно бояться лишний раз обратиться за помощью к учителю, если ты что-либо не понял из ее объяснений. Конечно, если до этого на уроке ты внимательно слушал все, что говорил преподаватель.
В противном случае учитель может отказать в помощи.
- Не обманывай доверие. Некоторые ребята, не выучив урок, выдумывают в оправдание своей лени различные уважительные причины: то у них болела голова, то пожар в квартире был, то потоп, то инопланетяне приземлились на балконе.
Не стоит злоупотреблять добротой любимой учительницы: обман рано или поздно раскроется, и доверие будет потеряно. И даже если потом ты будешь говорить правду, тебе не поверят.
- Веди себя так, как полагается в школе. Не нарушай дисциплину, не срывай занятий и не сбегай с уроков.
Твое примерное поведение – залог установления доброжелательных отношений с учителем.
- Пойми, что учитель - тоже человек. Иногда тебе следует вспомнить, что учительница - тоже чья-нибудь мама или бабушка, и в её жизни тоже может быть много трудностей и проблем.
Представь, что у учительницы тоже может болеть голова: как, например, у твоей мамы. Но она не может отменить из-за этого урок, а тут еще ты шумишь и нарушаешь дисциплину. Своим неподобающим поведением ты рискуешь вызвать гнев и недовольство учительницы, которая в данный момент и без твоего вмешательства чувствует себя не очень хорошо.
Потерять уважение и доверие легко, а вот вернуть - намного сложнее.
Пойми, что УЧИТЕЛЯ - НЕ ВРАГИ, в задачу которых входит мучить тебя, а ДРУЗЬЯ, готовые всегда прийти тебе на помощь в трудной ситуации.
Отношения с родителями
Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.
- Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.
- Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.
- Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.
- Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.
- Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.
- Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.
- Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.
- Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.
- Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!
- Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.
- Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.
- Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.
- Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.
- О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.
- Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе. Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.
- Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват.
Как не стать жертвой насилия
Соблюдайте правила личной безопасности! Избежать насилия можно, если правильно оценить ситуацию и принять правильное решение. Для этого нужно навсегда усвоить правило четырех «не»:
- Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
- Не заходи с ними в лифт и подъезд.
- Не садись в машину к незнакомцам.
- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
«Где преступники поджидают своих жертв?»
В лифте
- Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдет в кабину.
- Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
- Не входи с незнакомым человеком в лифт.
В подъезде
- Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 10-15 минут, и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, расскажи о нем любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
- Прежде чем войти в подъезд, вызови свою квартиру по домофону и попроси родителей встретить.
- Если в подъезде находится незнакомец, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых.
- При внезапном нападении, оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
В чужой машине
Машина может быть не только средством передвижения, но и орудием преступника.
- Не добирайся на попутной машине.
- Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
На улице
На улице даже днем детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристает незнакомец:
- Не жди, когда тебя схватят.
- Убегай в сторону, где много людей.
- Немедленно позвони по телефону «102» и сообщи что произошло.
Для того чтобы сделать профессиональный выбор…
1) Вам нужно ориентироваться в различных профессиях.
2) Вам необходимо верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Классификация профессий.
Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным появляется около 500 новых.
Есть несколько классификаций профессий. Наиболее известная из них основывается на предмете труда, с которым имеет дело человек. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:
- человек – человек;
- человек – знаковая система;
- человек – природа;
- человек – техника;
- человек – художественный образ.
Типология личности Голланда.
Существуют различные подходы к проблеме профессиональной ориентации. Оказывается, весьма важно знать свой тип личности, чтобы правильно выбрать соответствующую профессиональную среду, где Вы будете успешны. Американский ученый Голланд считает, что можно выделить 6 типов личности. Каждый человек может достичь наибольших профессиональных успехов, удовлетворенности, если выберет определенный тип профессиональной среды, соответствующий его типу личности. Это следующие типы:
- Реалистичный. Соответствующая профессиональная среда характеризуется конкретными задачами, решение которых предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость; социальные навыки нужны в минимальной степени – ограничены передачей и приемом информации;
- Интеллектуальный. Профессиональная среда предполагает наличие абстрактного мышления и творческих, математических или других способностей. Межличностные отношения не играют значительной роли;
- Социальный. Предполагается умение разбираться в поведении людей, обучать людей, необходима способность убеждать, красноречие, терпение.
- Офисный.. Четко структурированная деятельность, практическая и конкретная, необходима способность к обработке конкретной рутинной и цифровой информации (бухгалтер, машинистка и т.д.);
- Предприимчивый. Предполагается руководство другими людьми, ведение переговоров, красноречие, умение привлечь к себе внимание, большая подвижность;
- Артистичный. Эмоциональный, творческий, неконкретный тип. Предполагается наличие художественного вкуса, фантазии.
При выборе профессии необходимо:
- знать как можно больше профессий;
- определиться в своих интересах;
- знать в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
- иметь основной и запасной варианты профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное);