Учителям
Рекомендации педагогам по профилактике правонарушений среди учащихся.
Система профилактики правонарушений и преступлений включает в себя следующие компоненты:
- Выявление учащихся «группы риска».
- Диагностику структуры личности учащихся определение причин отклоняющегося поведения.
- Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:
– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
– вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
– изменение условий семейного воспитания.
- Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.
Наиболее распространенными педагогическими ошибками и недочетами являются:
- Незнание или слабое знание особенностей учащегося, условий его жизни, семейного воспитания.
- Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.
- Неверие в духовные и физические возможности учащегося.
- Неправильное отношение к учащимся.
- Отсутствие должного контроля за учебой и поведением учащегося.
- Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).
- Злоупотребление прямыми назойливыми назиданиями.
- Неуважение личности учащегося, его достоинства.
- Грубое пренебрежительное отношение старших (педагогов, родителей) к учащемуся.
- Несоблюдение преемственных связей в воспитании и перевоспитании учащихся.
Педагог в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:
- Индивидуальное беседы с учащимися.
- Посещение учащихся на дому. Знакомство с условиями жизни.
- Приглашение родителей, в учреждение образования с целью ознакомления с успеваемостью, поведением учащегося.
- Следить за чтением в библиотеке, рекомендовать для чтения специальную литературу.
- Пропаганда законов работниками прокуратуры, милиции, ИДИ (лекции, бесед, встречи, кинофильмы и др.),
- Приглашать работников милиции для бесед с учащимися (общие беседы, индивидуально с учащимися)
- Закрепить за особо трудными учащимися членов родительского комитета.
- Вовлекать учащихся в общественную жизнь класса, учреждения образования. Дать постоянное поручение.
- Помочь учащимся найти дело по душе: секция, факультатив и т.д.
В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних для обсуждения успеваемости и поведения.
Памятка для педагогов
по организации профилактической деятельности в учреждении образования
- Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
2.В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.
- Действовать только тактично.
- Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.
- Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.
- Не пытаться загнать учащегося в угол, поставить в затруднительное положение.
- Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Требуя что-то от учащихся, нельзя торговаться.
- В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию учащихся.
- Навести такой порядок в своем коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.
Деятельность классного руководителя по выявлению социального неблагополучия в семье обучающегося
Деятельность классного руководителя включает изучение особенностей семейного воспитания обучающихся, выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, провидение работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержку несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовое просвещение обучающихся, профилактике противоправного поведения.
Работа по изучению особенностей семейного воспитания обучающихся проводится регулярно и заключается в проведении наблюдений за обучающимися, по возможности, за взаимодействием между детьми и их родителями (особенно на I ступени обучения).
Более глубокую информацию об особенностях семейного воспитания дают изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, беседы с обучающими и их законными представителями, анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования, контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними. Широкое распространение получили индивидуальные консультации классных руководителей, которые позволяют в частном порядке обсудить проблемы волнующие законных представителей несовершеннолетних и дать квалифицированный совет.
При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания обучающихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.
Дата |
ФИО законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
|
|
|
Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании обучающегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.
При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:
состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
наличие мебели, ее достаточность и состояние;
обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;
обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр;
испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.
кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.
с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.
Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:
степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.
Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.
После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего из Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
Внимание! Конфликт. Что следует помнить педагогу?
- профессиональной педагогической подготовки учителя.
- Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
- Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
- Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
- Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
- Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:
- Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
- Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
- Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
- Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
Профилактика конфликтов в ученическом коллективе
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.
Для этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»;
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
- организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ УЧАЩЕГОСЯ, УПОТРЕБЛЯЮЩЕГО ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии опьянения в связи с употреблением психотропных веществ. В таком случае:
- Немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования.
- Пригласить инспектора по делам несовершеннолетних для составления протокола об административном правонарушении.
- Срочно вызвать медицинского работника. который должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в медицинской карте.
- Если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения – вызвать бригаду скорой помощи.
- Немедленно известить родителей подростка или лиц, их заменяющих, о случившемся.
- Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом-наркологом районного подросткового наркологического кабинета.
- Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования, оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.
- Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ.
При «передозировке» психотропных веществ
- При «передозировке» психотропных веществ важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «скорую медицинскую помощь».
- Признаками «передозировки» являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на раздражители, рвота.
Этапы оказания первой помощи при отравлении психотропными веществами:
- Вызвать скорую помощь;
- Пострадавшего повернуть на бок;
- Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс;
- Следить за характером дыхания до прибытия врача.
При выявлении несовершеннолетнего, употребляющего психотропные вещества:
- Необходимо предоставить несовершеннолетнему достаточную информацию о негативных последствиях употребления одурманивающих веществ;
- разъяснить подростку об его ответственности за появление в состоянии опьянения в общественном месте и вовлечение сверстников в потребление психоактивных веществ;
- убедить ребенка (или его законных представителей) обратиться на консультацию к врачу — наркологу;
- недопустимо разглашение информации об употреблении подростком психоактивных веществ, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего;
- предоставить подростку и его родителям исчерпывающую информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах ее организации;
- изучить ситуацию в семье подростка: могут ли родители влиять на поведение своего ребенка;
- изучить окружение несовершеннолетнего по месту жительства;
- поставить несовершеннолетнего на внутришкольный учет, разработать индивидуальный план коррекционный работы с подростком с привлечением врача-нарколога.