Родителям будущих первоклассников

ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ,

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО

ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

 

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?      

 В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится до 31 декабря первого учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?       

 Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 12 июня по 28 августа 2023 года подают следующие документы:

- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования; - медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

       Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей у учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

 

        Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

 

Не обязательно.

Вместе с тем, в период приема документов в 1 класс в школе работает логопед, который проводит собеседование с ребенком с целью выявления нарушений звукопроизношения. Если у ребенка такие нарушения имеются, он направляется в ЦКРОиР для обследования и получает заключение. На основании данного заключения дети зачисляются в пункт коррекционно-педагогической помощи. Количество мест в ПКПП ограничено, поэтому дети будут зачисляться в порядке очередности поступления заявлений родителей.

Если ребенок занимался с логопедом в детском саду и ему было выдано заключение ЦКРОиР, необходимо предъявить его при подаче заявления.

 

       Вопрос 5. Как осуществляется приём детей с особенностями психического развития?

 

Приём лиц с ОПФР в учреждение образования для освоения содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования осуществляется на основе заключения государственного ЦКРОиР и в порядке, установленном для приёма лиц в учреждение образования для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования.

 

      Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

 

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности. 

        С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

        Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;

-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;

- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения; - учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;

 - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;

 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;

- продолжительность перемен между учебными занятиями  20 минут, после второго  учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут. домашние задания учащимся не задаются.

 

       Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

        В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

        Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.       Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

       Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

       Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

 Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

 И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

         Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

 

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

         Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

       В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

         Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

          Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.          Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

        Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книгиВ этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

       Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

         Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

         Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

        Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

 

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.  Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

- набор шариковых ручек

- фломастеры и карандаши

- ластик

- точилка

- обложки для тетрадей и книг

- пенал

- линейка

- краски (гуашь)

- альбом для рисования

- набор кисточек.

 

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

       Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

 

свернуть

Ребёнок идёт в первый класс

Ребенок идет в 1 класс

Что нужно знать родителям

Многие родители находятся перед трудным выбором: отправлять ребенка в 1 класс или все-таки еще на год оставить в детском саду. Кто-то считает, что раз ребенку 6 лет, то, конечно, пора, кто-то – что в 6 лет в школу идти рано, и продлевают детство еще на год. Наибольшее количество вопросов по этому поводу чаще всего возникает у родителей, чьи дети родились летом. Иногда взрослые тревожатся о том, готов ли их ребенок к школе в интеллектуальном плане.

Наиболее важной составляющей готовности к школьному обучению является психологическая.

Психологическая готовность к школе – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Составляющие психологической готовности:

  1. Мотивационная готовность – положительное отношение к школе и желание учиться.

Нужно помнить, что родители готовят ребенка в первую очередь даже не к учебе, а к получению новых знаний. Если для малыша школа – это новые друзья, красивые тетрадки, независимость от родителей, если он стремится туда лишь потому, что там кормят булочками и нет «тихого часа» днем, то мотивационная готовность у ребенка отсутствует.

Мотивационная готовность к школе – это в первую очередь готовность к учебной деятельности.

 

  1. Волевая готовность – достаточно высокий уровень развития произвольного поведения. Говоря научным языком, волевая готовность малыша оценивается через его способность ставить цель, намечать план действий для ее достижения, двигаться вперед, возможно, поступаясь чем-то менее важным, и, в конечном итоге, объективно оценивать результат.

 

К примеру, способен ли ребенок сначала застелить кровать, а уже потом играть с конструктором? Может ли отложить просмотр любимого мультфильма ради помощи маме? И если «да», то почему он это делает? Из страха перед родителями? Из чувства полного доверия – раз сказали, значит, надо? Или потому, что уже сам способен оценить свои действия и понять, когда лучше чем-то поступиться.

 

  1. Коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, учителем (здесь будут полезны рассказы о том, кто такой учитель и чем он занимается), готовность к совместной деятельности.

 

  1. Интеллектуальная готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти, внимания, наличие определенного запаса знаний и умений.

Если малыш не умеет читать и писать – это не беда, этому научит учитель. Основным показателем готовности к школьному обучению является социализация ребенка в обществе, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, слушать и слышать взрослого человека и выполнять задания по инструкции.

 

В любом случае, отправлять ребенка в 1 класс или нет, - это решение и ответственность родителей.

 

 

Что должен знать будущий первоклассник:

  • дату рождения;
  • имя, отчество, фамилию, профессии родителей;
  • название города, страны, в которой живет;
  • домашний адрес;
  • домашних и диких животных;
  • времена года и их последовательность;
  • время суток;
  • цвета, названия основных геометрических фигур, их размеры;
  • иметь пространственные представления: право – лево, вверх – вниз, наискосок, под, над, между и др.;
  • основные обобщающие понятия: мебель, посуда, одежда, растения, транспорт, профессии и т.д.

 

Что должен уметь будущий первоклассник:

  • самостоятельно обслуживать себя (завязывать шнурки, застегивать пуговицы, убирать свое место и т.д.);
  • пользоваться ножницами (вырезать различные фигуры);
  • заниматься самостоятельно делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут;
  • составлять рассказы по картинке, используя не менее 5 предложений;
  • читать наизусть стихи;
  • считать до 10 и обратно;
  • рисовать и раскрашивать;
  • складывать разрезанную картинку (не менее чем на 5 частей);
  • сравнивать, исключать лишнее, делать выводы;
  • понимать и точно выполнять словесную инструкцию.

 

Рекомендации родителям будущих первоклассников:

  • развивайте у ребенка настойчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца;
  • формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего мира;
  • загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты;
  • мотивируйте ребенка размышлять, в том числе вслух, исследовать;
  • рассматривайте с ребенком проблемные ситуации (например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет);
  • беседуйте о прочитанных книгах, выясняйте, как ребенок понял их содержание, правильно ли оценил поступки действующих персонажей, способен ли пояснить. Почему поведение одних героев он осуждает, а других одобряет;
  • помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе;
  • приучайте малыша содержать свои вещи в порядке;
  • не пугайте трудностями и неудачами в школе;
  • научите правильно реагировать на неудачи;
  • помогите обрести чувство уверенности в себе;
  • приучайте к самостоятельности;
  • Поощряйте любознательность;
  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
свернуть

Родителям первоклассника

Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.

Что же могут делать родители, чтобы первоклассник успешно адаптировался к ситуации обучения? Во-первых, необходимо учитывать все те факторы, которые вы учитывали, выбирая школу для своего ребенка (об этом на страничке Подготовка ребёнка к школе).

Во-вторых, это определенные навыки родителей, ребенок которых уже посещает школу. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает.
 «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене. Есть и другой способ узнать, что было в школе. К примеру, встретив ребёнка после уроков и увидев, что он расстроен, можно не задавать ему вопросов, а просто отразить в своих словах то, что вы видите его состояние и предположить (тут уж можно проявить свою фантазию в полной мере), что могло так расстроить вашего ребенка. Ваша фраза могла бы звучать следующим образом: "Похоже, ты расстроен. Наверное, неудачно ответил на уроке." При этом ваша интонация не вопросительная, а повествовательная - вы утверждаете (предполагаете), но не спрашивайте. Этот способ дает ребенку возможность прислушаться к себе, вспомнить, что же его в действительности расстроило и, может быть не сразу, а через какое-то время, но поделиться с вами. Главное со стороны родителя - выдержка (не надо торопить ребенка и требовать от него ответа немедленно).

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность. Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...) Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться. Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность. Важно дать ребёнку понять, что вы верите в его возможности - "я в тебя верю, ты справишься!". Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия. В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. А немалое число современных школьников имеют состояние, которое именуется "психический инфантилизм", что весьма затрудняет их успешную адаптацию к условиям школьного обучения (подробнее о видах психического инфантилизма и о способах его коррекции здесь).

 Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

 Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

 Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

 Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя и в свой жизненный успех.

свернуть