Ноябрь

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях

ГУО «Средняя школа №27 г. Бреста»

 

 

 

 

 

 

 

Номинация:  «Разработки мероприятий, проводимые классными руководителями и специалистами СППС»

 

Тема: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".

 

 

 

 

 

 

 
 

Педагог-психолог

Луговая Наталья Игоревна,

2 категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест, 2021

(Слад 1) Тема: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".

Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.          Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
  3. Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание  его проблемам.

 (Слайд 2) Подростковый суицид

 Здравствуйте, Уважаемые родители! Сегодня хочу обсудить очень сложный и серьезный вопрос - подростковый суицид.

Проблема подросткового суицида является одной из наиболее важных проблем современного общества. Казалось бы, что может быть прекраснее юности, когда строится великое множество планов на будущее, жизнь не обременена тягостями работы, быта и ответственности за семью? Это время надежд, встреч, знакомств, возрастающей свободы. Но с другой стороны, это ещё и взросление, которое не проходит гладко, ни у кого, а в исключительных случаях, приводит к психологическим травмам, депрессиям и даже к попыткам суицида.

(Слайд 3) Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения? Какие дети могут совершить такой поступок?

Подростки, могут быть очень восприимчивы и нестабильны, тяжелее переживать неудачи в личных отношениях, чем другие.

 Причины, которые могут способствовать совершению суицида как средство избавления от угнетающих его проблем.

  1. ранняя сексуальная жизнь и употребление алкоголя, т.к. под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
  2. дефицит общения со сверстникамичаще других отмечаются в качестве причин попыток самоубийства подростков.
  3. безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию;
  4. депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни. Иногда депрессия может и не проявиться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Уже само это поведение – призыв – обратите внимание! Со мной что-то происходит.
  5. потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков. Т.Е у них перед глазами стоит пример такого решения вопроса.
  6. результат душевной болезниНекоторые подростки страдают галлюцинациями. Когда чей-то голос приказывает им покончить собойПричиной самоубийства может быть чувство вины, страха, враждебности.
  7. Когда нет ни одного человека способного понять его переживания, ни среди подростков, ни среди взрослых, отчего они воспринимают себя как отверженных и никому не нужных "чужаков". Не понимали глубину его переживаний и депрессивного состояния и помогли найти другой выход.               

Попытка суицида – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.

(Слайд 4)

  • Факторы риска совершения суицида
  • Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку – грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
  • Макросоциальные факторы: доступность средств сведения счетов с жизнью (ружей, отравляющих веществ и т.д.); доступность информации о способах самоубийства (сайты с подробным описанием способов суицида и возможностью найти себе партнера); социально-экономические кризисы, увеличивающие число семей с тяжелым материальным положением и безработицу; широкое обсуждение в средствах массовой информации случаев суицида, что может приводить к «нормализации» такого способа решения проблем;
  • Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера, измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
  • Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
  • Незрелость личности и определенные черты характера.Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
  • Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.

Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это кстати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды.  А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни. Закономерен вопрос: Если не в порыве импульсивности?  Случаются варианты, когда подросток приходит к этому  путем долгих обдумываний. (Слайд 5)                    

Как распознать подростка, обдумывающего суицид?

 (Слайд 6) Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

СЛОВЕСНЫЕ признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!"…
  2. Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".
  3. Много шутить  на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

(Слайд 7) ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спят слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать например неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.т.,
  • избегать общения с одноклассниками;
  • проявляют раздражительность, угрюмость;
  • находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
  • ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

СИТУАЦИОННЫЕ признаки:

Человек может решиться на самоубийство если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству в последствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 (Слайд 8) Что делать?

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Если ребенок доверил вам свое "горе", не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал.Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда малыш немного успокоится и сможет более спокойно мыслить.
  3. Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем.
  4. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  5. Оцените глубину эмоционального кризиса.Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  6. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидамтакого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он и ли она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  7. Не оставляйте его в одиночестве после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору, т.к. облегчение после разговора может быть временным и он снова может вернуться к мысли о самоубийстве;

(Слайд 9) Вывод:

Суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации, когда фундамент смысла жизни из - под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят, принимают,  просто за то, что он есть, вне зависимости от поступков, которые он совершает, от слов, которые употребляет, от того как ведет себя, если  не  мама и папа, кому еще он нужен в этом мире так сильно.

Не только расслышать, но и понять и помочь. Если сделать это вовремя, то, сколько жизней детей и подростков  мы сможем сохранить.

Кто, если не вы?

Презентация

свернуть

Тема: «Воспитание детей без насилия».

ГУО «Средняя школа №27 г. Бреста»

 

 

 

 

 

Номинация:  «Разработки мероприятий, проводимые классными руководителями и специалистами СППС»

 

Тема: «Воспитание детей без насилия».

 

 

 

 
 

Педагог-психолог

Луговая Наталья Игоревна,

2 категория

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест, 2021

Тема: «Воспитание детей без насилия»

Цель: формирование у родителей правильного отношения к актуальности проблемы жестокости и насилия в отношении детей.

 Задачи:

  1. Познакомить родителей с различными видами насилия
  2. Сформировать у родителей серьёзность понимания проблемы существования жестокости и насилия

 

Слайд №1

Тема моего выступления: «Воспитание детей без насилия». Я не хотела бы в очередной раз  говорить Вам о том, что насилие по отношению к детям - это плохо; не хотела бы выяснять, какие методы воспитания детей вы используете в своей семье…Тем более, что всегда видно ребёнка, в отношении которого дома применяется разного рода насилие. Хорошо, если после нашего сегодняшнего разговора Вы захотите что-то изменить в ваших взаимоотношениях с детьми.

 

Слайд №2

Насилие  является одной из самых острых и распространенных социальных проблем.

Насильственные действия:

  • совершаются специально и направлены на достижение определенной цели;
  • наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку;
  • нарушаются права и свободы этой особы;
  • делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества)

 

Слайд №3

Семейное насилие – систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Виды насилия над детьми в семье:

  • пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка;
  • физическое насилие;
  • психологическое (эмоциональное) насилие;
  • сексуальное насилие и растление;
  • экономическое.

 

Слайд №4

Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность - эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Слайд №5

Причины насилия:

- материальные трудности;

  - наличие в семье безработного;

  - нерешенная жилищная проблема;

  - алкоголизм и пьянство среди членов семьи;

  - наличие наркоманов в семье;

  - неполная семья;

  - отчим или мачеха в семье;

  - ребенок с проблемами со здоровьем;

  - трудный ребенок;

  - снятие многих моральных запретов;

  - семейные конфликты;

  - культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

 

Слайд №6

Помните!

  • Насилие по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
  • Насильственные действия по отношению к детям не являются действенным методом воспитания; они ничему не учат ребёнка, а только унижают, оскорбляют и раздражают его.

 

Слайд №7

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

  • Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Конституция Республики Беларусь
  • Закон Республики Беларусь о правах ребенка
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
  • Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

За жестокое обращение с ребёнком родители могут быть лишены родительских прав, а также предусмотрено лишение свободы до нескольких лет.

 

Слайд №8

Последствия жестокого обращения с детьми в семье:

  • ребенок учится насилию;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • ребенок становится тревожным;
  • ребенок не уверен, что его в семье любят;
  • уход в религиозные секты, объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

 

Слайд №9

Помните, что каждому человеку, тем более ребенку, подростку необходимо так называемое эмоциональное подтверждение – ощущение, что вы его замечаете, вы им интересуетесь, он нужен вам.  Если положительное поведение ребенка не вызывает у вас эмоционального отклика, он будет искать у вас эмоционального подтверждения негативным путем, через проступки, непослушание.

 

     Способы открыть ребёнку свою любовь

Слово

         Называйте ребёнка ласковыми

именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность. 

 Прикосновение

         Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать.

 Взгляд

         Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

 

Слайд №10

Воспитание детей без применения насилия отнюдь не означает, что родители должны поощрять вседозволенность.

  1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
  2. Правил не должно быть много, и они должны быть гибкими.
  3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать прыгать, рисовать, шумно играть. Все это и многое другое – проявление естественных и важных для развития детей потребностей.
  4. Взрослые должны согласовать правила между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
  5. Тон требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться 1 раз. Предложения лучше строить в безличной форме. Лучше сказать «Конфеты едят после обеда», чем «Не смей есть конфеты!».
  6. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

 Слайд №11

Ненасильственные пути реагирования на неправильное, вредное, опасное или антиобщественное поведение:

  1. Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  2. Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  3. Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
  4. Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.
  5. Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания.
  6. Ребёнок должен понимать, что плохой не он, а тот поступок, который он совершил.
  7. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.
  8. Помните, что главный пример для детей - их родители.

 

Слайд №12

Если ребёнок совершил недопустимый поступок, нельзя действовать сгоряча. Успокойтесь!

Советы родителям:

  • Выйти из комнаты и позвонить приятелю.
  • Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.
  • Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.
  • Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.
  • Принять душ.
  • Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.
  • Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

 

Слайд №13

Спасибо за внимание!

Презентация

свернуть