Ваш ребенок вырос: Особенности подросткового возраста и общения с подростком в семье
Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
- познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
- обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей с взрослыми и наметить пути их решения;
- предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.
Вступительное слово.
Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились
вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.
Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.
Возрастные особенности младших подростков
В 10-11 лет дети пересекают рубеж подросткового возраста. Какие же особенности психологического и социального развития младших подростков?
Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей. В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников).
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если создаются труднопреодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становиться жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе – насилием над другими. Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.
Практическая часть
«Ассоциации»
Задание родителям: Назовите слова-ассоциации к слову «подросток»
(упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).
«Портрет современного подростка»
За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности.
Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
- Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
- Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием!"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
- Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми.
Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Рассмотрим типичные фразы, которые зачастую употребляют родители в процессе общения с подростком, и сравним их с теми фразами, которые наиболее приемлемы при разговоре с подростком.
Типичная фраза
|
Как необходимо говорить
|
«Ты должен учиться!»
|
«Я уверен(а), что ты можешь хорошо учиться»
|
«Ты должен думать о будущем»
|
«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь
выбрать?»
|
«Ты должен уважать старших»
|
«Ты знаешь: уважение к старшим – это
элемент общей культуры человека»
|
«Ты должен слушать учителей и родителей»
|
«Конечно, ты можешь иметь собственное
мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»
|
«Ты лжец!», «ты опять врёшь!»
|
«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду»
«Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»
|
Для того чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.
Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое:
взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.
Принятие ребенка – когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Опасно безразличие и обман.
Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи. Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Подросток должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, а вместе разбирают возникшую ситуацию.
Родительская любовь – подросток нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4 – 5 раз в день. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей.
Принцип доступности – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с подростком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Воспитание ответственности и самодисциплины – формирование у подростка привычки быть ответственным за свои поступки и слова (уравновешенная и зрелая личность). Эти качества напрямую зависят от поведения родителей в семье, их способность проявить эти же качества в обыденной жизни.
Авторитет родителей – это кропотливый труд отца и матери. Это, прежде всего, желание подростка говорить родителям правду, какой бы горькой для родителей она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.
Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы.
Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.
А сейчас для Вас памятки с рекомендациями, которые помогут Вам при общении со своим ребенком. Спасибо за внимание! (см. Приложение 1).
Приложение 1
Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми подросткового возраста
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
- Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
- Научите преодолевать трудности.
- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед.
- Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в развитии собственной личности.
- Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
- Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, передается от родителей к детям.
- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая криков, нравоучений, назидательности и уж тем более иронии.
- Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!!!
- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой).